ПЛАН РАБОТЫ школьной службы здоровья на 2024-2025 учебный год
Основная цель Службы здоровья:
построение открытой здоровьесозидающей образовательной среды, функционирующей на основе идеологии культуры здоровья, предполагающей формирование здорового образа жизни и организацию здоровьесозидающего уклада жизни образовательного учреждения.
Задачи Службы здоровья:
- Построение внутренней среды образовательного учреждения, обеспечивающей здоровьесозидающий характер образовательного процесса и безопасность учащихся (воспитанников) и педагогов;
- Повышение уровня культуры здоровья как компонента общей культуры учащихся, педагогов, родителей и формирование на ее основе готовности к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья других людей;
- Создание условий для оздоровления учащихся (воспитанников), ослабленных наиболее распространенными, в том числе социально обусловленными болезнями детей и подростков;
- Систематизация и упорядоченность деятельности образовательного учреждения по построению здоровьесозидающей образовательной среды.
Основные направления деятельности Службы здоровья:
- мониторинг здоровья и образа жизни учащихся (воспитанников) и педагогов, качества здоровьесозидающей среды образовательного учреждения; повышение готовности педагогов и специалистов к здоровьесозидающей деятельности;
- внедрение в образовательный процесс здоровьесозидающих технологий воспитания и обучения, утвержденных (или согласованных) городским центром;
- совершенствование образовательных технологий и методики формирования культуры здоровья учащихся (воспитанников);
- медицинское и санитарно-гигиеническое обеспечение образовательной среды и образовательного процесса;
- создание условий для здорового питания в образовательном учреждении;
- психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение ослабленных учащихся (воспитанников) и педагогов
Созидающие подходы к обеспечению здоровья человека в системе образования:
- холистический подход к индивидуальному здоровью человека, в основе которого лежит понимание здоровья как многомерной системы, состоящей из взаимозависимых
компонентов (соматических, психических, социальных и нравственных); - культурологический подход к обеспечению здоровья человека, сущность которого состоит в признании определяющей роли культуры здоровья как ценностно- мотивационной составляющей целенаправленного оздоровления образа жизни;
средовой подход к созданию условий для обеспечения здоровья человека в системе образования, в котором образовательная среда определяется как совокупность внешних и внутренних по отношению к ОУ факторов, которые оказывают влияние на здоровье человека.
Принципы деятельности Cлужбы здоровья ОУ:
- принцип совместной профессиональной деятельности, который предполагает, что построение открытой здоровьесозидающей среды ОУ должно рассматриваться как коллективный «продукт» деятельности всех участников образовательного процесса и требует формирования единых ценностно-мотивационных оснований деятельности и метапредметного профессионального мышления специалистов;
- принцип командного взаимодействия (кооперации), который предполагает, что Cлужба здоровья является командой, т.е. относительно автономным коллективом профессионалов, способным принципиально изменить качество образовательной среды;
- принцип паритета деятельности специалистов, который предполагает построение горизонтальной структуры Cлужбы здоровья с учетом определения специфики функций каждого специалиста разного профиля в рамках единой организационно- функциональной модели; наличие организационных звеньев службы, на которые возлагаются определенные компетенции – полномочия и ответственность;
- принцип вертикального управления, в основе которого лежит понимание того, что создание Cлужбы здоровья относится к системным управленческим преобразованиям и требует жесткой вертикальной структуры управления на основе административного руководства, создания отдельной структуры, возможно, как подразделения ОУ;
- принцип сетевого взаимодействия, который требует выстраивания взаимосвязей между ОУ или их подразделениями, создания единого информационно-коммуникационного пространства;
- принцип социального партнерства, который выражается в координации разнонаправленной взаимовыгодной деятельности ОУ с родителями обучающихся и воспитанников, общественностью, органами и организациями, деятельность которых непосредственно связана с решением проблем здоровья участников образовательного процесса; усилении общественно-государственного управления образовательным учреждением.