Методические рекомендации по организации учебной деятельности учащихся с трудностями в обучении.
Трудности ребёнка: вспыльчивость, неусидчивость, невнимательность, плохая память, отсутствие самостоятельности, проявлении агрессии в обществе.
Рекомендовано:
1. Образовательный процесс на уроке проводится на наглядно-действенной основе с соблюдением основных дидактических принципов, в том числе принципа коррекционной направленности обучения как необходимого условия продвижения в развитии умственных способностей. На каждом уроке необходима организация предметно-практической деятельности, в ходе которой успешно развиваются высшие психические функции ребенка: восприятие, речь и общение, мышление, память, эмоции, мотивация.
- дробное, поэтапное преподавание учебного материала и аналитико-синтетический способ его показа, отработка каждого элемента и обеспечение целостного восприятия;
- опора на ранее усвоенное и имеющийся у учащихся практический опыт;
- постоянное обращение к реально существующим связям;
- особое внимание – выявлению причинно-следственных связей и закономерностей;
- акцент на главное при краткости и простоте формулирования правил и выводов;
- достаточное количество практических упражнений для усвоения и повторения учебного материала;
- организация предметно-практической деятельности при изучении и закреплении материала
- включение изучаемого материала в различные виды упражнений;
- рациональное использование иллюстративного материала;
- включение для самостоятельного выполнения упражнений, заданий разной степени сложности.
Индивидуальные задания обучающийся выполняет с помощью и под контролем учителя, а затем в домашних условиях отрабатывает их на практике.
2. Система «ученик - учитель» становится доминирующей в жизни ребенка. Ее значение для развития личности состоит в том, что она впервые по-настоящему включает учеников в отношения «ребенок - общество», учитель воплощает в своей деятельности требования общества. Создание положительного настроя при проведении занятий крайне важно. Для этого надо суметь разделить радости и горести ребенка, заслужить его доверие, «адаптировать» среди одноклассников. Для этого ученики привлекаются к участию в общешкольных мероприятиях ( Праздник осени, День матери, Новый год, Масленица, конкурсы рисунков, различные акции проводимые в школе) приглашаются посетить классные мероприятия - праздники, походы в музей ДТДиМ, экскурсии. По собственному желанию и с согласия родителей участвуют во внеурочной деятельности (Эрудиты, Мой город), посещают дополнительные занятия по интересам (кружок рукоделия в школе, теннис), принимают участие в выставках творческих работ учащихся школы (Блокада Ленинграда, Моя мама и я лучшие друзья, Новогодняя игрушка, проектные работы в классе, творческая работа по пожарной безопасности, а так же участие в районных творческих конкурсах).
3. Проводится большая работа с родителями:
- Планирование, сообщение и проверка домашних заданий ученика родителями дома, выполнение которых является основой для усвоения знаний и умений, изучаемых на занятии. Домашние задания согласованы с родителями. Кроме того, проводится убеждение родителей в важности ежедневного подкрепления полученных знаний и умений, т.е. попытка сделать родителей своими «союзниками».
- Советы по организации подготовке к школе, поощрять ученика таким образом, чтобы он самостоятельно делал как можно больше. Тренировка, стимул и поощрение таких детей способствуют их развитию.
- Сообщение родителям об успехах ребенка и неудачах в учёбе, поведении и общении со сверстниками.
Литература:
1. Абкович, А.Я. К вопросу о психологическом изучении внимания и концентрации за рубежом [Текст] / А. Я. Абкович // Коррекционная педагогика. — 2015. — №1. — С. 34-45
2. Осин, Е.К. Синдром гиперактивности [Текст] : как помочь ребенку с СДВГ / Е. К. Осин // Здоровье дошкольника. — 2015. — №3. — С. 44-47.
3. Беликова, Т.А. Использование сказок в коррекционной работе с детьми, имеющими эмоциональные нарушения [Текст] : из опыта спец. дома ребенка для детей с нарушением психики / Т. А. Беликова, Г. И. Селуянова, М. А. Гераськина // Социальное обслуживание. — 2015. — №1. — С. 71-78.